Многие представляют себе русскую свадьбу, как весельный праздник, где только и делают, что танцуют до упада, пью и закусывают. Но гулянья не являются основной частью этого торжественного дня. Свадебные обычаи на Руси были не просто неординарными, но пугающими. Согласно правилам черного стола на венчание девушка должна была появиться в том же наряде, в котором ее затем и похоронят. Другими словами, обручение для женщины было не праздником, а жертвой. Невеста для окружающих была мертвецом. Такие представления характерны не только для славянской народности.
Свадебные обычаи схожи с традициями некоторых других народностей. В особенности это касается обычая перехода. Девушка, выходящая замуж, находится между двумя мирами, миром живых и мертвых. С помощью подобных переходов, женщины как бы заново рождаются. Зачастую свадебные торжества использовались для совершения переходов в мир мертвых. На Руси покойников почитали, а не боялись. Их почитали и взрослые, и дети. Безумные пляски во время празднования свадьбы – не что иное, как результат галлюциногенов, которые тайно давали невесте. Это делалось для того, чтобы установить контакт с предками.
Свадебные обычаи на Руси наряжали невест, как живых мертвецов. Девушки надевали траурное одеяние сразу после помолвки. Подобные традиции сохранились и в некоторых областях и глубинках и сегодня. Так, например, в Архангельской губернии в качестве головного свадебного убора выступал куколь, в котором хоронили. У славян белый цвет был цветом скорби. Поэтому после венчания девушка облачалась в белую простую рубаху или сарафан. Невесту оплакивали, как покойника. Часто девушка сама плакала. Тем самым она пыталась установить потустороннюю связь со своими умершими родителями.
Сегодня, чем длинней фата, тем нарядней невеста. Не многие знают, что фата – это атрибут мертвецов. В XIX веке в России еще практикуется свадебный обычай запирать невест в чулане, хотя тогда он был чем-то вроде игры. Раньше он был отражением страха родителей перед своими умершими дочерьми. Обычай представлял собой шитье рубахи с длинными рукавами, закрывающими кисти рук и фаты. Фата – это трансформировавшееся покрывало. Его предназначением было скрыть взгляд покойника. Взгляд умершей дочери обладал колдовской силой ведьм. В Рязани до сих пор невест называют русалками – покойницы, которые умерли, наложив на себя руки или утонув.
Еще один свадебный обычай на Руси – поход в баню накануне свадьбы. Баня считалась местом, где можно пообщаться с бесами и духами. В некоторых деревнях обычай воспринимался как процесс омовения, в других, как бракосочетание с духом воды. Невесту даже укладывали после бани, как покойника в красном углу комнаты. В бане купались, чтобы попросить духов о плодовитости и здоровом потомстве. С XV века баня становится местом, где закатывали девичники. В те времена еще не было обычая устраивать мужские гулянки перед женитьбой. В общем, на лицо переосмысление этого обычая.
Обряды и ритуалы касались не только невесты, но и жениха. На свадьбе жениха сравнивали с медведем или волком, которые считались мифологическими предками у большинства славянских народов. Вот только мужчины не наряжались в животные шкуры. Их просто называли волками или медведями. Жених не принадлежал к миру мертвых, он был живым. Но перед ним стояла не менее серьезная задача. Он должен был найти свою невесту в мире мертвых, сделать ее женщиной, вернув к жизни. Отсюда и обычай выкупа невесты. Подруги невесты выступали в роли охранниц и загробных спутниц.