Полезно
Казалось бы, что может объединять такие произведения литературы, как книга об актере, об анархисте и о модном деятеле культуры? На первый взгляд, кажется, что между этими книгами и этими людьми нет никакой зацепки на общее сходство. Однако историческая литература имеет свои секреты. Данная историческая литература объединена слухами, рассказами и мифами, которые ходят вокруг этих героев, делая их легендами. Современные произведения литературы, также и кинематография должны давать новый взгляд на старое, уже давно прошедшее и пережеванное множество раз.
Несмотря на тот факт, что о Нестере Ивановиче Махно написано много книг, ни одна историческая литература не смогла объяснить, кем же все-таки был Махно. О батьке Махно существует не только много книг, но и фильмов, в которых герой предстает то бандитом, то революционером с анархистскими взглядами. При этом следует отметить различие романа и фильма, по которому был снят последний. Так, например, классический роман Алексея Толстого представляет Махно человеком, который мог совершать довольно непредсказуемые поступки под влиянием истерик, который не отличался особым умом, да и вообще похоже не был наделен этим божьим даром.
Классика и современность – разные взгляды на жизнь и на историю. Так, произведение современного писателя Михаила Веллера по новому раскрывает загадочность Махно. Книга Веллера – это своего рода обобщение догадок, обвинений, мифов, всей информации о Махно. Веллер сделал попытку соединить художественный образ и историческую личность. Его книга – это историческая литература с интересными фактами. Писатель приводит следующие биографические факты. Все начинается с расшифровки фамилии Махно, которая является прозвищем. Настоящая фамилия героя Михненько. Махно был женат, его супруга прошла с ним все беды и побывала в заключении. Махно не был антисемитом, воин самоучка, владеющий пером.
Следующая историческая литература – это книга-мемуары писателя, режиссера, историка Сергея Бодрова старшего Связной. Книга является историей жизни сына известного кинорежиссера. Книга построена на опровержении того, что Сергей Бодров и герой нашумевшего когда-то фильма Данила Богров – лица, между которыми нет ничего общего: один робингуд, а другой – искусствовед. Сергей Бодров всегда говорил, что не является профессиональным актером, которым в сущности и не был, у него нет специального образования. Связной – книга-воспоминание, где приводятся свидетельства о том, каким в действительности был Сергей. В роли свидетелей выступают Вячеслав Бутусов, Чулпан Хаматова, Леонид Парфенов и др.
Автором третьей книги не является писатель, хотя книга Следы на мне – не первое его произведение. Евгений Гришковец даже не актер, хотя пол своей жизни, целую жизнь, провел на сцене в театре. В каждом произведении есть что-то от писателя, так и в книге Следы на мне – это своего рассказ, точнее рассказы, о себе. Критик Петр Вайль называет Евгения Гришковца создателем нового литературного жанра, который следует наименовать, как гришковец. Особенного этой книги в том, что в ней отсутствует даже намек на какую-либо художественность, в отличие от других его работ, таких как Реки, Рубашка, Планка.
Стиль написания книги можно было бы сравнить с тем, как обычный человек пишет, излагает в обычном ЖЖ или Живом Журнале. Между прочим, довольно оригинальное написание и к тому же модное. Это книга, которая ни к чему не обязывает, а просто говорит здесь, сейчас, в реальном времени. Относительно сюжета, то суть книги в повествовании о жизни человека, самого обычного, но о необычной жизни. Это рассказ-воспоминание о татуировках, студенчестве, поездках за границу, о том, что было первым в жизни. Если ранее в его произведениях повествование велось абстрактным лицом, то в Следах на мне предстает реальный Гришковец.