Сетевой этикет – понятие, которое возникло с появлением электронной почты. Затем появились и такие виды общения по сети Интернет, как чаты, у людей появились возможности оставлять свои сообщения на сайтах, участвовать в дискуссиях на различных форумах. Для того чтобы общение по сети было приятным для всех собеседников, и появился сетевой этикет. Соблюдать его правила несложно, более того, они похожи на те правила этикета, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.
Основное правило, на котором основан весь сетевой этикет - не нужно делать другим то, чего не хочешь получить сам. То есть, общаясь по сети нужно всегда помнить что это такое же общение с человеком. Поэтому, отстаивая свою точку зрения, общаясь в чатах и на форумах, не следует грубить, оскорблять других людей. Прежде, чем что-то написать, неплохо поставить себя на место собеседника. Было бы это приятно услышать? При этом нужно тщательно продумывать каждое слово. Ведь собеседник не услышит интонацию в голосе, не увидит мимику или жесты. Все слова при таком общении, как правило, толкуются буквально, отсюда порой и возникают недопонимания.
Поскольку сами электронные сообщения скупы и не выражают эмоций, сетевой этикет предусматривает использование смайликов. Смайлики представляют собой рожицы, составленные из знаков препинания и других символов. Использовать их следует не в деловой, а в обычной переписке. Использование этих значков поможет оживить сообщение и даже в какой-то степени заменить мимику и жестикуляцию. Но злоупотреблять смайликами не стоит, это считается плохим тоном.
Электронная почта и правильность ее оформления – показатель профессионализма и образованности пользователя. Правила, по которым должно быть оформлено электронное письмо, также предусматривает сетевой этикет. Составляя электронное письмо, обязательно нужно заполнять поле «Отправитель». Это позволит получателю письма быстрее идентифицировать его отправителя. Не следует указывать в этой графе шутки, наподобие «кое-кто» или «угадай». Как правило, это только раздражает получателя. Всегда следует заполнять и графу «Тема». Это также облегчает работу получателя с письмом, часто именно по теме делают сортировку электронных писем или производят поиск нужного письма.
Размер сообщения должен соответствовать теме и целям письма. Нужно придерживаться лишь темы и не уходить в сторону. Если необходимо сообщить информацию по нескольким вопросам, то лучше для каждой новой темы создать новое письмо. Также нежелательно использовать чересчур длинные предложения, а текст рекомендуется разделять на параграфы. Писать нужно грамотно. То, что электронное письмо является быстрым способом связи, вовсе не означает, что оно может быть оформлена и составлена небрежно. При ответе на письмо, нужно цитировать исходное сообщение в необходимом объеме. Это нужно для того, чтобы получателю был более ясен смысл письма. Но цитировать нужно действительно нужные фразы, которые легко позволят получателю понять, о чем идет речь. Цитируемые фразы необходимо выделять иным шрифтом.
Никогда не повредит в сетевом общении и элементарная вежливость, используемая при непосредственном общении с собеседником. Так, если в сообщении выражается просьба, нужно употребить слово «пожалуйста», а также нельзя забывать и поблагодарить собеседника, если это необходимо, написав обычное «спасибо». Уходя из чата, следует попрощаться со своими собеседниками. Многим это покажется естественным и элементарным. Но, тем не менее, именно в электронном общении многие люди, торопясь набрать текст, утрачивают свои хорошие манеры.